Kelly | Дата: Понедельник, 27.02.2017, 00:33 | Сообщение # 1 |
 Лейтенант
Группа: Учитель
Сообщений: 78
Репутация: 3
Статус: Offline
| План-конспект урока 8 класс. Тема: «Декоративно-прикладное творчество и народные промыслы России» Цели: познакомить обучающихся с понятием «декоративно-прикладное творчество и народные промысла», видами народного творчества и его историей; воспитывать детей в духе народной культуры, умение видеть прекрасное, расширять кругозор.
Задачи: -обучающие: формировать художественное сознание в процессе развития эстетического восприятия окружающей действительности и искусства; -развивающие: развивать понимание того, что творчество даёт возможность само выразиться и само реализоваться каждому человеку. Материалы и оборудование: 1. Образцы изделий декоративно – прикладного творчества 2. Иллюстрации с изучаемыми материалами. 3. Презентация по теме занятия.
ХОД урока: I.Организационный момент: - Можно ли сравнивать художественную ценность изображений цветущего дерева на живописном полотне, на фотографии, на выпиленном изделии?-Обладает ли красиво цветущее растение художественной ценностью?- Что является источником вдохновения народных умельцев? II.Вступительное слово учителя: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснешься сердцем к прекрасным творения простого русского народа. Творчество – неотъемлемая часть жизни человека.«Не то дорого, что красно, золото, а то, что доброго мастерства», - гласит древняя пословица.Зодчие каменных храмов, создатели удивительных песен и сказок, вышивальщицы, чьи работы не утратили свой блеск по прошествии нескольких столетий, живописцы, чьи фрески привлекают нас так же, как и в XV веке.Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лён, железо – всё становилось предметом творчества. «От добрых рук ничего не уходит», - говорит другая пословица. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства. Природа является основным источником вдохновения народных умельцев.Травяные узоры Хохломы; расписанные цветками платки Павлово – Посада; подносы Жостова, пейзажи Федоскино – всё это имеет глубокие корни, связанные с красотой русской природы. Технология декоративно - прикладного искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать…Вот такой род технологий, как художественная обработка материалов, тесно связан с понятием – творчества. Творчество может быть художественном, техническим, научным.Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно дает каждому человеку возможность оценить свои способности, выразить своё собственное мироощущение. Виды народных промыслов.Россия: Палех, Федоскино, Жостов,Хохлома, Гжель, Павлово-Посад, Оренбуржье…Эти сёла и города знает весь мир. III.Рассказы учащихся о народных промыслах. Палех. Два косогора, усеянных избушками,между ними полусухая речушка Палешка - вот и все знаменитое еще с 18 в. село Палех. Палехская живопись как бы «расплёскивается» по черной лаковой поверхности изделия. Красочный узор на одеждах, деревьях, зданиях сплошь устилают золотые штрихи и орнаменты. Миниатюры пронизаны бурлящими ритмами. Смысл изображения – будь то фантастическая битва, былинный сюжет или тема из современной жизни – передается с помощью выразительных поз и жестов. Живопись дополняет сложный тонкий орнамент, выполненный твореным (растёртыми в порошок пластинками сусального золота) золотом. Не печалься ,древняя земля! Ты богата сказами ,да былью… Русские исконные края… Палеха несломленные крылья.Больше полутор а веков назад, в 1825году, возник под Москвой, в деревне Жостово, у купцов Вишняковых,промысел особый, не похожий не на какие другие. Красочные композиции жостовские художники создают на железных подносах.Педагог:- Почему же мы считаем подносы расписанные мастерами произведениями искусства?- Во - первых вы не увидите ни одного одинакового подноса. Даже написанные по одному эскизу, они имеют свои авторские особенности.- Во - вторых, искусство жостовских декораторов впитала в себя народные традиции, обогатилась ими выработала свои каноны и технические приемы. Традиционный фон – глубокий черный. А цветы могут быть самые разные – и садовые, и полевые, и совсем уже не бывалые, сочиненные художниками. Художник не копирует живую природу, он берёт из неё прекрасное, самое яркое и красочное. В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Хохлома. Кисть хохломская, Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа , красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне! Из деревянной посуды ели наши предки,расписные блюда украшали все крестьянские дома, радовали глаз после тяжелой работы в поле. От древних ремёсел новые мастера унаследовали классические формы деревянных изделий и четкие ритмы орнамента. Хохломской орнамент всегда подчинен определенному ритму. Его элементы чередуются в определённом порядке, создавая ощущение удали, полёта, своеобразной деревянной «мелодии». Издавна мастера хохломы используют 2 вида росписи – «верховой» и «фоновый». При верховом письме большая часть поверхности изделий остается золотой. В росписи «под фон» на красном, зелёном или черном фоне выделяется золотой растительный орнамент. С годами хохломская роспись становится ещё образнее, выразительнее. До сих пор людям разных национальностей понятна не мудреная хохломская роспись, её цветы и травы. И всюду нравится весёлая, золотая да алая Хохлома. «Голубая Гжель» - это не только посуда. Известно всему миру – это традиционное сочетание синего и белого цветов, иногда с добавлением золота. С начала XIX века гжельские умельцы наладили постоянный выпуск чайной посуды. Посуда отличалась прочностью, белизной и тонкостью. Блюда и тарелки славились совершенством исполнения, оригинальной росписью. Роспись преобладает орнаментальная, с использованием растительных мотивов. Обычно фон у гжельских изделий белый, а роспись выполнена кобальтом. Словно ещё больше подчеркивая белизну фарфора. Вологодское и Елецкое кружево. В рисунках кружевных изделий сохраняются традиционные особенности плетения, часто используются старинные мотивы. Сегодня, как и много веков назад, на кружевах расцветают пяти – и семи-лепестковые цветы. Не просто метры кружева для отделки, а круглые скатерти, салфетки, воротнички, пелерины выходят из -под коклюшек мастериц. Кружева выходят такие, что глаз не отвести. Кипельно – белые, прозрачные, тонкие. Или строгие, черные, торжественные. Любой самый скромный наряд способны они сделать неповторимым праздничным. Вся эта кружевная красота создается многие часы терпения и умением кружевниц. Поэтому и стоят кружева ручной работы не дешево, потому как ценятся они во всем мире. Оренбургский пуховый платок. ( звучит песня)Эту песню поют уже несколько десятилетий:Поэт Виктор Боков, композитор Григорий Пономаренко прославили на весь мир мастерство оренбургских пуховязальщиц. Искусство оренбургских мастериц стоит того. Их белоснежные паутинки, легко проходящие в обручальное кольцо, и платки из серого козьего пуха, которым не страшны никакие морозы, вот уже несколько веков радуют женщин, удивляют своей красотой и теплом. Каждая мастерица выдумывает, вывязывает платок не похожий на другие. И сегодня каждый платок – это «лицо» мастерицы. Ученица.Я родилась в России, где за речкой Восток. А за память спасибо, оренбургский платок.Пахнет жаром и печкой, пахнет шерстью овечьей.Будто детства глоток. Оренбургский платок. Физ. минутка «Встали поиграть». Отдохнули,теперь продолжим. Учитель: Конечно, мы вспомнили лишь небольшую часть народных промыслов, имеющих вековую историю. Россия богата и центрами вышивального искусства. Несмотря на то, что многие виды изделий народного творчества пытаются выпускать, используя промышленные технологии, лишь творения, созданные с помощью архаичных технологий, относят к категории искусства. Осваивая традиционные приемы изготовления того или иного предмета, вы не только оцените свои природные способности, научитесь изготавливать, различать цвет, фактуру различных материалов, но и станете гораздо лучше разбираться в изделиях художественных промыслов, относиться к ним с большей любовью. Практическая работа: «Определи какой вид декоративно-прикладного творчества у тебя»:Приступая к практической работе, вспомните, как вы должны сидеть, чтобы сохранить красивую осанку, как будете организовывать свое рабочее место. Выполнение практической работы: (Игра: «Декоративно-прикладное творчество»). IY.Подведение итогов занятия- Что нового вы узнали на занятии?-Назовите народные промыслы, творчество которых вам наиболее интересно.- О каких не названных сегодня народных промыслах вы знаете?- Каким видом творчества увлекаетесь вы? Чем он вас привлекает?
Сообщение отредактировал Kelly - Понедельник, 27.02.2017, 00:40 |
|
| |