Четверг, 06.10.2022, 16:39
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Калининская школа имени М.К.Чупилко"

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Учителя » Трофимчук Дмитрий Сергеевич » Великий колокольный звон (Урок музыки во 2 классе)
Великий колокольный звон
seitasanovairinaДата: Четверг, 04.12.2014, 21:04 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Учитель
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Конспект открытого урока по предмету музыка  2 класс
Тема урока: «Великий колокольный звон. Звучащие картины.»

Данный урок проводится во II классе, II четверть, 
1-й рок раздела «О России петь - что в храм стремиться».
Цели:     Обучающие:   знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России·        Формирование знания о колоколах иколокольных звонах на Руси    Воспитательные:·        Воспитание чувства патриотизма и любви кРодине средствами музыки·        Воспитание уважения культурных традицийсвоего народа·        воспитание исполнительской и слушательскойкультуры.    Развивающие:·        развитие навыка устной речи, логическогомышления на основе музыкально-художественных образов·         развитие внимания,памяти Оборудование:·        CD-проигрыватель·        фотографии храмов, церквей и колоколен России·        
репродукция картины Левитана «Вечерний звон»·        колокольчики
 
Тип урока: урок изучения нового материала      

1.Ход урокаЗвоню в колокольчикПрозвенел для нас звонок –
Начинаем наш урок.– Доброе утро! Сегодня мы продолжим тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей  Родине. Напомните мне, пожалуйста, как называется наша Родина?–Россия.– Совершенно - Попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь. А я вам чуть-чуть подскажу. Четыреста лет тому назад иностранцы,
путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего  подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали:
«Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».Ну а в народе об этом национальном чуде говорили проще:
-За уши повесят, да за язык подергают – станешь петь.
Ну конечно же, это колокол.Символом единства на Руси были колокольные звоны. – Колокола,колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город,каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели
денег на ее постройку.     Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который  возвещал время труда и отдыха,
веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и  оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.
2.Просмотр видео об истории колокола (вопросы по просмотру)
3.Презентация  Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях.Соответственно, он и звучал, и назывался по разному.
Благовест-это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме ,  звонил медленно и тяжело БЛАГОВЕСТ = БЛАГО = добро, радость, праздник + ВЕСТ= весть = ДОБРАЯ ВЕСТЬ. (повторить несколько раз вслух слово благовест!!!)
Перезвон- это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. (
Слушаем Трезвон-это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колоколов. Переливался, радостнозвал на праздник ТРЕЗВОН (Слушаем трезвон) 
ВЕЛИКИЙ ЗВОН– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям (записываем названия на доске)-
А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест
Петрович Мусоргский. Какой характер у этого звона?
Слушание музыки. Великий колокольный звониз оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент).     Какой характер?- Величественный, сильный, но тревожный,угрожающий, мрачный…– Молодцы. Верно определили. А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?- Предупреждает об опасности, о чем-то плохом…- Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время  в истории России,
неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.
4.А сейчас я еще раз поставлю вам по небольшому отрывку из обоих, прослушанных нами колокольных
звонов, а вы попробуйте ответить на непростой вопрос: у этих звонов, кроме разницы в характерах есть еще разницав исполнении. В чем она?- У трезвона только колокола, а у Великого колокольногозвона есть еще музыка, инструменты…- Правильно, молодцы! В 1-м отрывке нам представлена запись звучания настоящих церковных колоколов и никаких других инструментов там нет. А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже!
5. Громко, торопливои сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение,или еще какое бедствие.      В народе  всегда верили,  что  колокольный  звон  отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы
.6.А знаете ли вы, где живут колокола?- В храмах, церквях…- А в каком конкретно месте в церквирасполагаются колокола?- Наверху, в башнях…- Да, эти башни называются колокольнямиили звонницами.Их возводили обязательно выше остальныхдомов.(рассматриваем репродукции и фото церквейи храмов, картину «Вечерний звон» Левитана)- А как вы думаете, почему так высокорасполагают колокола? - Чтобы звон разносился далеко по округе
7. Сопоставлениеобразов колокольной музыки с образами изобразительного искусства И. Левитана
«Вечерний звон» и А. Лентулова «Небосвод»Предложить ребятам сравнить «язык» этих пейзажей – плавные линии, мягкие краски, контрастжелтого цвета осенней природы и белого цвета церкви у И. Левитана, четкость рисунка, буйство ярких «звучностей»,многоцветье  радуги у А. Лентулова.– Взглянув еще раз на картины Исаака Левитана, попробуем услышать колокольные звоны.На картине “Вечерний звон” колокольный звон будет задушевным, нежным,радостным, задумчивым. А на картине “Небосвод»” – радостным,праздничным, громким, ликующим.
8.Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое – нибудь несчастье). Каким голосом будет снами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же,наоборот, громким)– А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом с нами колокол будетговорить о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым).– Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Высказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д.
другими словами вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким.Главными выразительнымисредствами колокольного звона, является ритм и тембр
.9.Вокально – ритмическая игра «Дружные колокола»А давайте у нас в классе устроимзвонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола».Класс делиться на три группы: большиеколокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров)1группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют: тили-бом, тили-бом, тили-бом.
2 группа: средние колокола поют: бим- бом,
3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом.По указанию «звонаря» (дирижера)колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д.1
0.И сегодня, спустя многолет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией
привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в
школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему онбыл посвящён?-Что вам запомнилось, особенно понравилосьна уроке?  ( Ответы детей)-Да, колокольный звон для  русских людей - это частичкарусского сердца, это голос Родины, это душа РоссииИ наш урок я хочу закончить строками стихотворенияпоэта Владимира Фролова …Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!– Спасибо за урок. Всего доброго. До новых встреч!Дети выходят из класса под «Песню о колоколах» из к/ф«Приключения Электроника» 


Сообщение отредактировал seitasanovairina - Четверг, 04.12.2014, 21:39
 
Форум » Учителя » Трофимчук Дмитрий Сергеевич » Великий колокольный звон (Урок музыки во 2 классе)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2022
Конструктор сайтов - uCoz