Четверг, 13.12.2018, 14:33
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Калининская школа

Версия для слабовидящих
Меню сайта
Версия для слабовидящих
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
Администрация

Инновационная площадка. концепция филологического образования.

Концепция филологического образования
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 апреля 2016 года № 637-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
2. Минобрнауки России утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2016 г. N 637-р
Концепция
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые
принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского
языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы
(далее - образовательные организации), в Российской Федерации.
II. Значение учебных предметов "Русский язык"
и "Литература" в современной системе образования
Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг
которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное
пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим
возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного
государства.
В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком
межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским
языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в
образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при
получении высшего образования и построении профессиональной траектории.
Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания
личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к
отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и
исторической преемственности поколений.
Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской
духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства
воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к
культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как
вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций
литературы - познавательной, нравственной и воспитательной.
В условиях многонационального государства необходимо также изучение выдающихся
произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык.
III. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и
преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с
меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского
общества и экономики.
Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в
образовательных организациях в Российской Федерации являются:
модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех
уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих
учебных изданий, а также технологий и методик преподавания русского языка и литературы;
повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы;
развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации
образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов
деятельности обучающихся и педагогических работников;
популяризация русского языка и литературы.
IV. Проблемы изучения русского языка и литературы
Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в образовательных
организациях (методические подходы, учебно-методические комплексы, научнопедагогические школы и образовательные практики) представляют собой важнейший
потенциал российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд
нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного и
методического характера, а также кадровые проблемы.
1. Проблемы мотивационного характера
В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств
и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные
носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие
коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих
представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества
текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и
лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся
книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В
некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных
произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность
(чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
Во многих случаях у обучающегося оказывается несформированной заинтересованность в
освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который
предлагает ему программа.
Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики.
Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую
входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в
повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.
Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском
внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой
аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и
с наиболее значительными произведениями современной литературы.
2. Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование
коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных
организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского
литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих
случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой
деятельности.
В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским
языком для организации углубленного изучения (профильного обучения) учебного предмета,
а также для изучения русского языка в условиях многоязычия. Кроме того, не оптимально
соотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "Русский
язык".
В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется знакомству с
историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе,
освоению понятийного аппарата литературоведения. При этом недостаточно внимания
уделяется способности понимать художественный текст.
Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательной
программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и
подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для
более зрелой читательской аудитории. Кроме того, наблюдается несоответствие речевого
опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных
произведений.
В образовательных программах по литературе уделяется недостаточное внимание
произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков. Вместе с тем опыт
чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми важен для воспитания и
интеллектуального развития обучающегося.
Содержание учебного предмета "Литература" не в полной мере отражает этнокультурные
особенности и традиции народов Российской Федерации. Образовательные программы в
образовательных организациях, как правило, не предполагают изучение произведений,
созданных на языках народов Российской Федерации и переведенных на русский язык.
3. Проблемы методического характера
Учебные предметы "Русский язык" и "Литература" направлены на формирование разных
компетенций и предполагают различные методические подходы и формы организации
образовательной деятельности. Вместе с тем федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования установлены единые требования к результатам
освоения предметной области "Русский язык и литература" как на базовом, так и на
углубленном уровне.
Неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и
внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других
учебных предметов в условиях многоязычия.
Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного
обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационнокоммуникационных технологий).
Образовательными организациями недостаточно используется потенциал учреждений
культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами,
необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной
деятельности, предусмотренных образовательной программой.
4. Кадровые проблемы
Система подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского
языка и литературы не в полной мере отвечает современным требованиям в части
формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде,
предусмотренных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)".
Профессиональная поддержка учителей русского языка и литературы носит несистемный
характер, за пределами крупных городов существуют сложности в обеспечении необходимой
литературой, отсутствуют механизмы комплексного совершенствования профессиональных
компетенций педагогических работников, предусмотренных трудовыми (должностными)
обязанностями, в том числе отмечается нехватка возможностей для самообразования.
Система оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в частности
аттестация, носит формальный характер, не способствует их профессиональному росту.
V. Основные направления реализации Концепции
1. Общие направления
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по
учебным предметам "Русский язык" и "Литература" как на базовом, так и углубленном уровне.
В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного
общего образования также необходимо детализировать указанные требования и учитывать
накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков
литературных произведений с опорой на действующие примерные основные
общеобразовательные программы.
В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести содержание примерных
рабочих программ по литературе, учебно-методических комплектов, а также технологии и
методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и
интересами обучающихся (в том числе для организации углубленного изучения учебного
предмета (профильного обучения).
Необходимо создание:
учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе
дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание
обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих
приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;
хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала и
включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания;
современных словарей разных типов, прошедших обязательную профессиональную
экспертизу.
Государственные программы должны способствовать объединению усилий образовательных
организаций, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, системы
книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения.
Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для
итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и "Литература".
2. Русский язык
Необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и
формированием практических речевых навыков с учетом состава обучающихся, при этом
существующее в настоящее время распределение и объем учебных часов, отводимых на
изучение учебного предмета, считать оптимальным.
Освоение учебного предмета должно предусматривать:
усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, функционировании и развитии;
овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение
правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;
формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами
(иностранными языками, литературой и др.);
использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, тендерных и
этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;
использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая
печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля,
поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода).
Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов в
условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории
межкультурной коммуникации.
Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня
владения не только письменной, но и устной речью.
3. Литература
Необходимо:
усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также
способности осмысленно воспринимать художественный текст;
учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка
изучаемых произведений (в том числе путем включения в него произведений о жизни и
проблемах современных детей и подростков, произведений авторов из числа народов
Российской Федерации);
определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного времени,
предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного предмета.
4. Подготовка кадров
В целях повышения качества работы учителей русского языка и литературы крайне важно:
совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования
учителей русского языка и литературы в части формирования компетенций, необходимых для
преподавания в многоязычной среде;
разработать механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций
педагогических работников (в том числе в дистанционном формате с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий);
совершенствовать систему оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в
том числе аттестацию;
устранить избыточные параметры контроля над перспективным планированием работы
учителя русского языка и литературы;
развивать электронные образовательные среды, позволяющие:
обучающимся - получать дополнительную информацию, а также самостоятельно и (или) с
помощью учителя осваивать часть образовательной программы;
педагогам - систематически повышать свой профессиональный уровень.
VI. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания
русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации
механизмов развития филологического образования.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение
соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и
региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций,
финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz